К чему Церковь призывает в кризис
Мы попросили главу Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Пантелеимона (Шатова) прокомментировать складывающуюся в связи с экономическими потрясениями ситуацию и посоветовать, как христианину воспринимать происходящее и как не забыть о милосердии.
— Есть люди, которые при возникновении трудностей начинают бояться, переживать, спрашивают, что же делать. Часть наших благотворителей сейчас очень сильно сократили свои пожертвования. Сотрудники переживают и волнуются, потому что, если так дальше пойдет, придется закрывать какие-то наши проекты. Например, мы думаем уже о том, чтобы отказаться от открытия детского дома для детей-инвалидов, хотя готовились к этому событию давно. Думаем о том, что еще нам придется сократить. Даже деньги на зарплату уже в феврале могут закончиться. Есть о чем волноваться.
Но есть люди, которые радуются кризису и говорят: «Теперь начинается настоящая жизнь!» Жизнь героическая, которая потребует от нас новых решений, потребует пересмотреть все наши проекты, подумать, где можно сэкономить на чем-то, что-то переработать, где еще искать деньги на то, что уже существует. Такие люди говорят: пришло время, когда нужно думать не только о себе.
И они счастливы! От них можно услышать, что кризисы полезны, потому что, если б их не было, мы бы очень быстро превратились в мещан, благополучных, привыкших к комфорту, привязанных к благам этого мира. А трудные времена помогают понять, что жизнь временна и привязываться ни к чему земному не надо. Привязываться нужно не к обеспеченности, не к комфорту, а к Христовой нищете, и в этой нищете есть красота и свобода. И когда человек что-то теряет в материальном плане, он приобретает свободу.
Есть ли какой-то общий «рецепт», как выжить самому и при этом не забыть о ближнем, не забыть, когда самому непросто и, казалось бы, не до чужих бед?
— Есть замечательный рецепт — он, правда, достаточно длинный — это Евангелие.
Мне кажется, кризис — это время выявления того зла, которое всегда присутствует в мире, но как-то нас не касается. В Африке люди умирают от голода, на Украине — гибнут в гражданской войне, в больницах в Москве огромное количество людей страдает от онкологических заболеваний, у бедных мам нет денег, чтобы вылечить своих больных детей, все время случаются какие-то катастрофы. Зло в мире неизбывно, просто мы живем зачастую в таких условиях, когда оказываемся непричастными к страданиям. Но это ложное ощущение. Зло просто скрыто. И оно присутствует в мире не только в виде страданий, а в виде наших страстей, грехов, отсутствия любви…
Поэтому кризис — это выявление того, что в мире всегда есть, просто зачастую не касается нас непосредственно. А когда касается, мы начинаем более реально смотреть на жизнь, не обольщаемся иллюзиями, пробуждаемся от дремоты, в которую нас погружают какие-то наши мечты.
И в такие трудные моменты становится понятно, каков человек. Вот идет толпа в метро, казалось бы, люди-то все одинаковые, а случись какая-то беда, они сразу делятся на трусов, мерзавцев с одной стороны, и героев — с другой.
Вся наша жизнь, вся человеческая история — это кризис, который затянулся на десятки или сотни тысяч лет! Это реальность, в которой мы живем, и трудные обстоятельства напоминают нам о ней.
Поэтому «рецепт» — следовать заповедям Христа: заповедям о любви, о молитве, заповедям блаженства; тем заповедям, которые дал еще святой Иоанн Предтеча, когда крестил людей в реке Иордан: если у тебя две одежды — поделись с тем, у кого нет ни одной, так же поступай и с едой.
К сожалению, мы в благополучных условиях забываем об этом. А вот в кризис, когда становится больше нуждающихся вокруг нас, у некоторых людей, наоборот, начинается духовный подъем: они стремятся найти нуждающихся и помочь им. И воспринимают это время как время подвига, особой духовной радости, потому что вокруг гораздо больше тех, о ком можно позаботиться, чем в благополучные времена. Кто-то нуждается в духовной поддержке, кто-то в материальной, кто-то — в работе: можно постараться создать новые рабочие места, можно стать добровольцем, которые всегда нужны.
За последние годы церковное социальное служение проделало огромный путь, ему удалось выстоять в предыдущий кризис — 2008 года. К чему Вы готовитесь и на что рассчитываете сейчас?
— На нашем постоянном попечении — попечении службы «Милосердие» — находится более 1200 человек. Это люди, о которых мы заботимся каждый день: сироты, инвалиды, пожилые люди, тяжело больные, бездомные. Им оказывают помощь около 600 наших сотрудников и порядка 1500 добровольцев. Кроме того, ежедневно мы получаем около 100 разовых просьб о помощи. Наш бюджет сократился за последние месяцы на одну треть (это уже не говоря о повышении цен). Часть из наших благотворителей сократили свои пожертвования, и мы опасаемся, что будет только хуже. Поэтому ситуация тяжелая. В похожей ситуации в 2008 году мы призвали людей жертвовать один процент своего дохода на дела милосердия. И сейчас мы надеемся на наших «Друзей Милосердия», надеемся, что они будут привлекать новых друзей. А декабрь 2014 года показал, что эта надежда небезосновательная: если обычно в месяц мы собираем в среднем 3 миллиона рублей, не больше, то в декабре нам пожертвовали 7 миллионов — и это рекорд. Так что мы надеемся, что появится больше людей, которые будут помогать.
А кроме того, для нас кризис — повод затянуть ремень, больше экономить, принимать более взвешенные решения при организации социальной помощи, задействовать те организационные ресурсы, которые у нас остаются в резерве.
Но главная наша надежда, конечно, на Бога. Бог нас не оставит. Мы верим в это и молимся. И в этом наше главное упование.
Православная служба «Милосердие»
Крупнейшее объединение церковных социальных проектов помощи нуждающимся. Служба лишилась значительной части финансирования и остро нуждается в вашей регулярной помощи!
Реквизиты организации:
Получатель: РОО «Милосердие»
Банк: Сбербанк России ОАО
ИНН 7706409126
КПП 770601001
р/с 40703810238110001411
к/с 30101810400000000225
БИК 044525225
В графе «Назначение платежа» просим указывать: «Пожертвование на сайт милосердие.ru».
О других способах пожертвований и о возможности помощи в качестве волонтера можно узнать на сайте www.miloserdie.ru
Милосердие в кризис: что важно знать
Частные жертвователи выходят на первый план
Мировая практика такова, что частные пожертвования более или менее независимы от кризисов. Многие частные жертвователи — т. н. частные доноры — отдают чаще и даже больше, чем обычно, именно в это время, понимая, что тяжело всем, и кто поможет, если не они. В России преимущественно другая концепция благотворительности: основной бюджет большинства фондов составляют деньги корпоративных доноров, т. е. компаний. А в кризис именно они и страдают. 5000 человек, жертвуя по 100 рублей в месяц, вполне могут сделать бюджет фонду, но для этого ему нужно проводить большую и серьезную работу по привлечению и удержанию постоянных частных доноров.
Можно помогать профессиональными навыками
Волонтеры востребованы всегда! Есть разные категории добровольцев. «Волонтеры-руки-ноги» для благополучателей ходят в больницы к подопечным, ездят в детские дома, дома престарелых, убираются, развлекают и т. д. «Волонтеры-руки-ноги» для фонда помогают доставить документацию, организовать мероприятие. Волонтеры-фандрайзеры ищут деньги для фонда. А волонтеры-пробоно помогают фонду своими профессиональными знаниями и умениями: это айтишники, юристы, дизайнеры, те, кто бесплатно печатают для фонда продукцию, снимают промо-ролики и т. д.
В кризис активизируются мошенники
В условиях кризиса становится больше криминала во всех сферах, благотворительность тут сильно не выделяется. О том, как распознать мошенников, пишет, например, ресурс dobro.mail.ru («Не помогайте профессиональным попрошайкам», «Как распознать ненастоящий фонд»), miloserdie.ru (статья Владимира Берхина «Как распознать мошенников в благотворительности: инструкция для граждан»).
Обратить внимание на тех, кому сложнее собрать деньги
Взрослому больному или человеку, чья операция — одна в длинном ряду, тому, для кого она — не вопрос жизни и смерти, или тому, кто нуждается в пожизненной лекарственной терапии, помогают не так охотно, как детям, нуждающимся в разовой операции.
Очень тяжело выживать системным проектам — тем, которые нацелены на помощь целой группе людей, на качественное изменение ситуации. Эти проекты непонятны. Например, мало кто даст деньги на психологические семинары для родителей детей с несовершенным остеогенезом. А между тем это для ребенка — выбор между инвалидной коляской и нормальным образом жизни. Жертвователь всегда имеет право на выбор! Но при желании помочь нелишне обладать всей полнотой информации.
Источник: https://foma.ru/episkop-panteleimon-shatov-3-voprosa-o-trudnyih-vremenah.html