Школа молитвы

Проснувшись, вспомни о Боге. Приведи себя в порядок, встань перед своей любимой иконой, если она у тебя есть, перекрестись и мысленно или вслух произнеси:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа

Произнося это Божественное Имя, отдай, хотя бы на время молитвы свой ум и сердце Богу Троице. Произнося эти слова, не пытайся представлять себе Бога, помни о Его величии.

***

Аминь

Это таинственное слово в переводе с древнееврейского означает: «истинно! да будет так!» Этим словом обычно завершаются все молитвы и священнодействия; это слово употребил как Свое Имя, явившийся в откровении святому Иоанну Богослову, Сын Божий.

Теперь хорошо бы немного подождать, что бы чувства пришли в тишину, а мысли оставили земные заботы. Сегодня вы можете после этого помолиться своими словами или прочесть те молитвы, которые знаете, а завтра я расскажу о том, какими словами молился один грешник и был оправдан Богом.

***

Сегодня мы познакомимся со словами, которыми молился один грешник и был оправдан. Его молитву приводит нам в пример Господь в евангельской притче о мытаре и фарисее. Мытари были сборщиками налогов. Они собирали налоги для оккупантов — римлян, захвативших Иудею; были жестокими и любили деньги. Фарисеи считались праведниками. Они во всех мелочах соблюдали формальные требования закона. При этом многие из них были лицемерами, осуждали других и имели жестокое сердце. Вот эта притча:

«(Господь) сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Добрые дела обесцениваются осуждением других, покаяние со слезами и смиренная просьба к Богу о милости очищает от скверны греха.

***

Боже, милостив буди мне, грешному!

Условием успешной молитвы является сознание своей всецелой греховности. В это сознание человек обязательно приходит, если очень внимательно относится ко всем, проплывающим или проскакивающим в голове мыслям, и ко всем чувствам, появляющимся в сердце.

Попробуй не допускать плохих мыслей и злых чувств, попробуй отказаться хотя бы от одной вредной привычки, расстаться хотя бы с одной ненужной привязанностью — и ты увидишь свое бессилие, а значит и губительную подверженность греху.

Боже, милостив буди мне, грешному!

Попробуй каждый день читать Евангелие, или вспоминать те правила жизни, которые дал Христос, и не отступать от них — и ты узнаешь, насколько твоя душа испорчена грехом.

Боже, милостив буди мне, грешному!

Не отчаивайся, а проси о милости Того, Кто создал тебя; Кто любит тебя так, как ты сам не умеешь любить себя.

***

Вспомнив о своих бесчисленных грехах и представляя себя перед Всемогущим Богом, со вниманием сердечным, а не просто умным сосредоточением, не спеша, но и не медля, начни чтение утренних молитв.

Господи (называя Бога — Господином, мы выражаем этим всецелую готовность во всем Его слушаться) Иисусе (Спаситель в пер. с древнееврейского) Христе (Тот, Кто помазан на вечное Царство), Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых помилуй (спаси, прости, сохрани, дай Твои милости) мя (меня) грешного!

Слава тебе Боже наш, слава тебе!

Этими словами мы прославляем Бога и благодарим Его. Мы часто бываем недовольны своей жизнью. Так ли она плоха, как иногда кажется? Перед началом молитв нужно вспомнить о том, что Бог даровал нам вечную, непреходящую радость Любви, к которой можно приобщиться уже здесь на земле, но которая во всей полноте откроется после смерти. Перекрестившись, вспомним и о том, что Бог, придя к нам, был отвергнут и убит, и Своей мучительной, позорной крестной смертью уничтожил силу зла и простил все наши грехи.

***

Есть молитвы, словами которых, мы обращаемся к Богу, в Троице покланяемому. Есть молитвы, обращенные к Богу Отцу, есть — к Богу Сыну, а есть — к Богу Духу Святому. Таких молитв составлено совсем немного, но именно с такой молитвы мы начинаем всякое дело, читаем ее перед началом учения.

Царю Небесный (этими словами мы обращаемся к Богу Духу Святому. В церковно-славянском яыке есть звательный падеж. Он употребляется тогда, когда мы обращаемся к кому-то, зовем кого-то: «царю» — звательный падеж от «царь», «утешителю» — от «утешитель», «душе» — от «дух», «блаже» — от «благой» ), утешителю, душе истины, иже везде сый (везде сущий, везде пребывающий) и вся исполняяй (все наполняющий), сокровище благих (сокровищница всего доброго) и жизни подателю прииди и вселися в ны (нас) и очисти ны от всякия скверны и спаси, блаже(благой) души наша.

***

Следующая молитва называется Трисвятое. Ее основу составляет молитва, которую воспевают ангелы: «Свят, Свят, Свят!» Это слово означает «иной». Троекратно повторяя его, ангелы прославляют Бога Святую Троицу, непостижимого в Своем Существе, Иного чем мы, чем ангелы и весь сотворенный Им мир. Мы, грешные, прибавляем к этому славословию просьбу о прощении нас.

Святый Боже (Бог Отец), Святый Крепкий (Бог Сын), Святый Бессмертный (Бог Дух Святый), помилуй нас!

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!

Пресвятая Троице, помилуй нас!

Господи (это обращение к Богу Отцу), очисти грехи наши, Владыко (это обращение к Богу Сыну), прости беззакония наша, святый (это обращение к Богу Духу Святому), посети и исцели немощи наша имени Твоего ради!

Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне (сейчас) и присно (всегда) и во веки веков (это означает даже дольше, чем всегда, на веки вечные)! Аминь! (Помните, что означает это слово?)

***

Отче наш

Отче — Отец. Вдумайтесь в это обращение к Богу. Так называть Его научил нас Христос. В наше время всеобщей безотцовщины мы не всегда ощущаем радостный смысл этих слов. Эти слова означают, что Он заботится о нас, как любящий отец. Слышит нас, отзывается на наши просьбы, как родной, любимый папа.

Больше того! Еще в древности один пророк спросил, обращаясь к своему народу от лица Бога: может ли мать забыть свое грудное дитя? Но если она и забудет, Я не забуду вас!

Мы говорим «Отец наш», а не «Отец мой», потому что просим Бога не только о себе, но о всех людях, живущих и живших на Земле. Эта самая главная молитва, которой нас научил Сам Бог, напоминает нам о том, что все мы дети Божии, братья и сестры

Да святится имя Твое

Мы не можем познать Бога в Его существе, но нам открыто Его Имя, и мы прежде всего просим о том, что бы оно прославлялось всем сотворенным миром: и людьми, и ангелами, и стихиями. Мы обращаемся к Богу в ответ на Его обращение к нам. Он создав нас, первым обратился к нам, мы молитвой отвечаем на Его любовь и в начале с благодарностью прославляем Его Имя.

Да приидет Царствие Твое

После изгнания Адама из рая мы живем вне Царства Божия, в царстве греха. Это темное царство обступает нас и стремится войти в наше сердце. После пришествия на землю Бога к нам приблизилось Царство Небесное, и мы просим, что бы оно утвердилось в нашей душе, что бы в ней царствовали любовь и духовная радость. Мы просим, что бы весь мир, все люди были причастны этому Царству вечной Любви.

Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли

Пусть все совершается по Твоей воле и на земле, как на небе. По Твоему благому Промыслу; так как Ты хочешь, а не как мы, потому что мы из-за наших грехов не знаем, как лучше для нас. Может быть то, чего мы хотим для себя, будет нам неполезно.

В Небесном Царстве исполняется воля Божия. Подчиняющиеся ей не теряют свободы, а обретают ее. Воля Божия — воля Любящего Отца, воля Того, кто знает все: и прошлое и будущее. Мы просим, что бы и на земле все совершалось по воле Божией, что бы мы сами научились не противиться ей.

Хлеб наш насущный

Под этими словами понимается все необходимое для нашей жизни: пища, одежда, кров над головой; все то, без чего нельзя прожить на земле. Мы не просим о роскоши, о богатстве, а только о самом необходимом.

Даждь нам днесь («днесь»- сегодня. Нужно научиться жить в настоящем времени, сегодня). И остави нам долги наши (т.е. прости нам наши грехи), яко же и мы оставляем должником нашим (как и мы прощаем тем, кто обижает нас, причиняет нам зло).

Надо обязательно задуматься над этими словами! Если мы не прощаем наших обидчиков — и Бог не простит нам наших грехов. Наверное, в тот момент, когда мы говорим эти слова, нужно постараться вспомнить нет ли у меня непрощеных должников? Не таю ли я злобы на кого-нибудь? жажды мщения? Если я вспоминаю о том, что не простил кого-то, нужно остановиться и мысленно это сделать и помолиться об этом человеке.

И не введи нас во искушение

(«не введи нас в непосильное испытание»)

Хотя Бог никого не искушает — мы искушаемся сами своим пристрастием ко греху — но из-за нашей гордости и самомнения Бог может отступить от нас.

Господь кроток и смиренен и не насилует нашу свободу. Если мы отворачиваемся от Него, Он оставляет нас. Господь учит нас не бояться признать нашу немощь, напоминает о необходимости исповедовать ее перед Ним и просить Его об избавлении от испытаний, превышающих наши силы и от искушений, которые являются следствием наших грехов.

Но избави нас от лукаваго

Этим словом мы называем дьявола за его лживость и лукавство. Из-за наших грехов мы попадаем под его власть. Только Бог может избавить нас от его сетей.

Если молитва «Отче наш» читается в присутствии священника, то он говорит возглас: Яко (ибо) Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: https://www.pravmir.ru/shkola-molitvy/