Епископ Пантелеимон (Шатов) об оскудении любви в мире

Почему в мире так много страданий? Как учиться любить? Куда уходит любовь?

Мы живем в мире, который искажен грехом. Зло исказило этот мир. Искажена злом каждая элементарная частица, каждая точка пространства, каждая человеческая душа.

Почему Бог допустил злу войти в наш мир?

– Владыка, почему в мире так много страданий?

Я долго мучился и никак не мог понять, почему на земле бывает так, что кто-то живет счастливо, а кто-то страдает, кто-то беден, а кто-то богат. Почему кто-то рождается здоровым, а кто-то — с детства инвалид.

Эти мысли иногда даже подрывали мою веру в Бога. Я думал, как же так, жеребьевка что ли какая на Небе происходит? Почему так? Почему я счастливый и благополучный, а кто-то нищий, одинокий, бедный и больной?

Не так давно я, как мне кажется, понял, почему так происходит.

Болезнь и страдание вошли во весь человеческий род. И все мы члены этого человечества, как бы один человек. Нам попущено страдание Богом, конечно, за грехи. Кому-то посылается болезнь, а кому-то дается здоровье, чтобы ухаживать за больными.

Иногда ухаживать за больным труднее, чем болеть. Бывает, что больному ребенку легче, чем родителям, которые видят его страдания. Иногда бывает труднее ухаживать за бездомными, чем быть бездомным. Бездомные выпили, и у них стало все хорошо, а люди, которые ухаживают за ними, обрабатывают раны, не спят всю ночь, получают небольшие деньги — им труднее.

Страдание попущено Богом в этот мир для того, чтобы мы все через подвиг благодушного перенесения страданий освободились от власти зла, победили основу греха – самолюбие, неразумную любовь к чувственности. Если тебя самого страдание пока не коснулось, ты должен помогать тем, кто страдает и нуждается в помощи. В ответ на сострадание Бог дает сердцу удивительную радость. Когда человек попробовал ее, вся его жизнь становится подвигом любви.

 Вы убедительно говорите, что видите в мире оскудение любви. Это проявляется и в том, что в проектах милосердия стало участвовать меньше людей?

— В Церкви, конечно, есть любовь. Но всё, что совершается в мире, говорит об оскудении любви. Распадаются семьи, страдают дети в детских домах, интернаты наполнены бедными стариками, старушками – всё говорит о том, что любви в мире становится меньше. У нас есть знакомые — очень хорошие медицинские сестры в Англии. Я спрашивал у них о том, что происходит в медицине в Англии. Они сказали, что, конечно, новые медицинские технологии позволяют больше помогать людям, но такого отношения к больному, как раньше, нет. То же самое мы видим и у нас.

А между соседями какие отношения? Мы живем в Москве, в ней так много людей, что люди стараются просто друг друга не замечать. Они вместе едут в транспорте, идут по улицам, но ведут себя так, как будто рядом никого нет. Невозможно обратить внимание на всех, со всеми поздороваться. Если что-то случится, может быть, они будут друг другу помогать. Но нередко мы видим, что, когда происходят какие-то катастрофы, многие бросаются по головам женщин и детей, чтобы спасти себя, а не помочь другим. Конечно, происходит оскудение любви.

— Сегодня часто говорят, что во время каких-то катастроф и происшествий многие вместо того, чтобы помогать, начинают снимать всё на мобильники, отсылать снимки, то есть просто становятся созерцателями чужой беды.

— Сейчас вообще модно жить напоказ. Если взять социальные сети, то там почетно, приятно, когда у тебя огромное количество «друзей», когда тебе ставят множество лайков за какие-то твои сообщения. Люди стараются насытить свое тщеславие. Это тревожный симптом.

Открытость мира, знание о том, что происходит в Америке, в Австралии, на Луне, где-то еще, лишает человека общения с теми, кто его окружает в данный момент. Он живет во всем мире и не живет с теми, кто рядом с ним. Муж и жена приходят домой, каждый включает свой планшетник, смотрит новости, кино, а друг на друга мало обращают внимания. Люди разучились общаться друг с другом, разговаривать и ценить дружеское общение.

— Как провести для себя границу в социальной сети? С одной стороны, когда родился ребенок или еще что-то хорошее произошло, хочется поделиться радостью. А что-то делается не из желания поделиться, а чтобы собрать как можно больше лайков? 

— В человеке перемешано хорошее и плохое. К доброму примешивается гордость и тщеславие. А в пьянице и блуднице может сохраняться бескорыстие и сострадание.

Надо суметь отделить злое от доброго в себе самом. Сделал доброе дело – можно этому радоваться в тайне сердца, но нельзя этим тщеславиться.

 

— Сейчас мы видим, что в России становится больше благотворительных проектов, что в моменты каких-то стихийных бедствий люди по-настоящему объединяются. Может быть, этих людей в масштабе страны не так много, но люди, которые активно пребывают в информационном пространстве, больше присоединяются к благотворительным делам. Так ли это?

— Конечно, в мире, в котором мы живем, присутствуют одновременно два направления. Одно – гибельное течение, которое увлекает всё больше людей: соблазны, какие-то постыдные грехи. Другое – искание Бога, искание смысла, истины.

Многие люди стремятся к добру, умеют сочувствовать и сострадать. Скажем, Первый канал собрал более 800 миллионов в помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. Эта цифра всех поразила. Думали, что соберут от силы миллионов 150. Но люди откликнулись на беду далекого Дальнего Востока, на котором многие никогда не бывали. Но на беду откликнулись. Конечно, это говорит о том, что есть добро в сердцах.

Говоря о разрушении жизни, об оскудении любви, мы не должны забывать о том, что многие ищут эту любовь и обретают ее. Очень многие в своих поисках обращаются к Богу.

— Что можно сделать, чтобы человек увидел, как мало вокруг него становится любви и как мало он сам проявляет ее к окружающим?

— Мне кажется, надо говорить, как живут люди в России, рядом с нами, как им трудно, как они нуждаются в помощи. Может, эта тема будет интересна и СМИ – они любят писать о чем-то страшном, ужасном, потрясающем. Если рассказывать о трагедии детей-инвалидов, которые живут в детских домах, о трагедии одиноких стариков, которые живут, запертые в своих квартирах, о трагедии наших российских жителей, у которых где-то в Смоленской области нет денег на дрова, о том, что происходит в больницах, может быть, кто-то и отзовется, станет помогать. К нам в службу «Милосердие» часто приходят и становятся добровольцами именно потому, что узнают, как много людей нуждается в любви и заботе.

В человеке заложено желание помогать, жить для другого.

Есть такие слова Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян., 20, 35). Их сохранил для нас апостол Лука, они записаны не в Евангелии, а в Деяниях апостолов. На самом деле так служить людям – не просто долг, не просто обязанность, не просто требование совести. Это радость, блаженство. Человек создан для блаженства, блаженства любви. Однажды вкусивший эту радость, обязательно будет снова ее искать – радость помочь другому. Есть люди, которые это чувствуют, понимают, но не знают, как это сделать, куда пойти. Одному трудно – много барьеров. Не придешь же просто так в больницу, не скажешь: «Кому нужна помощь?» Поэтому многие в поисках этого делания приходят к нам и становятся добровольцами.

— Владыка, есть ли вообще способ, как научиться любить? Может ли врач или сестра милосердия полюбить своих пациентов? Не просто делать для них нужное, но полюбить.

— Получается, что я выступаю как некий учитель любви. Но должен сказать, что сам я любить не умею. Далеко не всех люблю, а если люблю, то далеко не всей душой и не так, как люблю себя. Я сам учусь любви.

На самом деле, конечно, Учитель любви – Бог. Он говорит в Евангелии: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос» (Мф., 23, 8). Если прислушаться к Его учению, читать Евангелие, молиться Богу, читать жития святых – учителей любви уже с маленькой буквы, но всё-таки подобных Учителю, можно постепенно научиться любить по-настоящему.

Как еще можно научиться любви? Нужно увидеть в себе искажение этой любви, понять, что есть во мне самолюбие. Самолюбием преподобный Максим Исповедник называет неразумную любовь к чувственности – к телу, к плотским наслаждениям. Эта страсть мешает нам любить. Гордость, тщеславие – тоже страсти, которые препятствуют любви. Если человек начнет искоренять в себе эти страсти, скажем, начнет поститься, как заповедует Церковь, не просто соблюдать диету, чтобы снизить вес, а именно поститься, в чем-то себя ограничивать, он подготовит себя к принятию той любви, которую хочет нам даровать Бог.

Нам иногда кажется, что мы ищем Бога, не можем Его найти, что мы добиваемся от Него ответа на свои вопросы, что хотим научиться любви. На самом деле эта любовь проявляется в мире, Бог ищет нас, а мы всё время прячемся за какие-то свои дела, мысли, мечты, планы, созданное нами ложное мировоззрение. Нужно в молитве просить Бога о помощи и довериться Богу, исполнять Евангельские заповеди, участвовать в церковных Таинствах. Не знаю, как без этого общения со Христом можно сделать что-то доброе.

Недавно мой внук сказал маме очень мудрую фразу. Мама ему говорит: «Ты сегодня постарайся вести себя хорошо». Он подумал и ответил: «Боюсь, у меня не получится». Вот и я боюсь. Когда я только начинал свой путь в вере, думал, что, конечно, употреблю все свои усилия, проявлю волю, и мне удастся победить в себе какие-то страсти. Теперь я узнал, что с таким подходом ничего не получится. Просто потому, что без помощи Божьей, только на основе собственных сил, мы вообще не можем добиться чего-то доброго. По своему опыту могу сказать, что иногда Господь Сам избавляет от страстей, Сам дает эту любовь.

Мудрые учителя духовной жизни говорили, что духовная жизнь, как яблоко, которое едят по кусочкам, а не сразу.

Например, как избавиться от сребролюбия, от жадности? Сначала отдай то, что тебе не нужно. Люди годами не могут расстаться с вещами, которые им не нужны – лежат горы одежды: а вдруг пригодится. Если научишься расставаться с тем, что тебе не нужно, потом научишься отказываться от того, что тебе нужно, но другому человеку нужнее.

— Получается, что человек православный, церковный, должен лучше любить, быть более предрасположен к любви к окружающим, чем неверующий. В то же время мы знаем много случаев, когда злые бабушки стараются всех прогнать из храма. С другой стороны, в тех же проектах службы «Милосердие», когда происходят пожары или наводнения, участвует много людей, которые в храме ни разу не были, а, может быть, и в Бога не верят.

— Посчитать этих людей трудно. Скажем, телевидение собрало 800 миллионов для Дальнего Востока, а Церковь 100. Но телевизор есть в каждом доме, а в церковь по воскресеньям ходит лишь малая часть населения. Если сопоставить число людей, которые жертвовали, узнав, что нужна помощь, по телевизору, и тех, кто пришел в храм, получается, что в пересчете на одного человека Церковь собрала сумму гораздо большую, чем телевидение.

О бабушках… У меня недавно была встреча со свечницами. Свечницы – те, кто работает за церковным ящиком, с ними встречается человек, который приходит в храм. Я думал: что же сказать этим бабушкам, которые часто отпугивают людей, возлагают на них бремена неудобоносимые? Оказалось, что они очень милые люди, мы замечательно поговорили. Они хотят помогать всем, кто приходит в храм, понимают важность своей задачи (во всяком случае, большинство из них), они отозвались на темы, которые я затронул. Готовы учиться и готовы помогать.

Для некоторых людей, которые посещают храм, религия — это что-то вроде сферы узкоспециального интереса. Она не определяет их жизнь. Они живут, как «нормальные» обычные люди. Хотя эти люди позиционируют себя, как православные, они по сути далеки от Христа. Их вера некое суеверие.

Когда человек только приходит в храм, он, как человек, начинающий новое дело, берется за него усердно, с подъемом, энтузиазмом, с интересом, а потом это постепенно, потихонечку становится рутиной, чем-то обыденным. Он теряет благоговение, теряет страх Божий, теряет всё, что было у него вначале. Как студент-медик… Он поступил в медицинский институт, хочет быть врачом, у него высокие мысли о служении, он знает, что врачами были великие русские писатели, интеллигенты. Начинает работать и видит, как берут взятки, как всё коммерциализировано, видит, что можно относиться к страданию других спокойно, и постепенно от былого энтузиазма ничего не остается.

Так очень часто происходит и с верой. Для некоторых церковное служение становится просто профессией, а храм – просто источником дохода. Это страшно. Многие люди, встречаясь с этим, отвращаются от веры, от Христа. В том, что такое происходит, есть и наша вина.

— Если говорить о жизни семейной, в ситуации, когда все люди усталы, раздражены, часто бывает, что жены говорят какие-то злые слова мужьям, например: «Ты не сможешь никогда денег заработать и вообще сопьешься», и мужья спиваются. Еще что-нибудь уничижительное говорят супруги друг другу, и оно потом обязательно материализуется. Отец Василий Ермаков называл это проклятием, когда жены проклинают мужей, и видел это в том числе в истории с подлодкой «Курск». Копится раздражение, нелюбовь, и человек понимает, что устал от домашних, от детей. Семья уже не приносит никакой радости. Допустим, человек это понял, осознал, что он только раздражается на других. Что еще, кроме молитвы, может он предпринять, чтобы начать выпутываться из этой ситуации, чтобы и сам был радостный, и вокруг него все радовались, чтобы в доме царила любовь и дети эту любовь видели?

— Дело в том, что когда мы говорим о том, как научиться любви, мы, естественно, хотим, чтобы эта любовь была по отношению к людям, которые нас окружают. Но всё-таки надо помнить, что первая заповедь – заповедь о любви к Богу.

Только получив дарованную от Бога веру, я стал учиться любить других людей. Если не с этого начинать, я не знаю, что делать, не знаю я другого способа. Конечно, главное – узнать о Боге и исполнять Его слова.

Есть три вещи, которые нужно делать человеку, если он хочет научиться любви. Во-первых, молиться —  это должно быть нашим постоянным деланием. Не просто бубнить какие-то непонятные слова, а чтобы душа всегда была обращена к Богу, всегда помнила о Нем, все свои действия соизмеряла с Его заповедями.

Во-вторых, обязательно нужно услышать то, что Бог тебе говорит. Услышать можно, читая Евангелие или святых отцов – людей, которые жили по Евангелию и из своего опыта пересказали его так, чтобы это было понятно нам, неразумным и глупым, не понимающим высоты Евангелия. Приобщение к этим словам, образам, понятиям, изменение своего мировоззрения тоже очень важно.

И третье, самое главное, что может помочь – церковные таинства. Крещение, исповедь, причастие (самое главное таинство!), церковный брак – венчание. Не могу разумно объяснить, что произошло, когда мы с женой повенчались. На следующий день утром я проснулся, и у меня было чувство, что жизнь началась сначала.

Помню, пошел гулять по городу, и весь мир воспринимался как-то иначе, чем до венчания. Произошло какое-то внутреннее изменение, души коснулся Бог. В таинствах Бог преображает нашу душу.

Вот эти три делания помогают человеку понять, что такое любовь. Если он идет по этому пути любви к Богу, он учится любить и ближних.

Конечно, возможен другой вариант, когда человек, желая научиться любви, помогает другим. Через это тоже приходит любовь. Я пришел к Богу, потому что увидел смысл жизни в том, чтобы жить для кого-то, делать что-то доброе для других людей. Я тогда был неверующим человеком, искал смысл и решил пойти работать в больницу санитаром. После этого Бог помог мне узнать, что Он есть, и тогда моя жизнь совершенно изменилась.

— То есть за поиск смысла жизни Господь вознаградил вас тем, что указал путь?

— Да. Нужно искать смысл, нужно искать истину, нужно искать любовь. К сожалению, безболезненно всё это понять невозможно. Истину обязательно нужно выстрадать. И к любви можно прийти только через страдание, потому что страдание помогает уничтожить в себе то плохое, что мешает прийти к любви. Страдание необходимо, потому что иначе уничтожить наши греховные склонности невозможно. Нужно, чтобы они умерли, а это бывает очень болезненно. Но когда это происходит, человек познает истинную радость. Путь к ней труден.

— В России сегодня страшные показатели по разводам. Больше половины браков распадается. Очень много разводов, в том числе и среди церковных людей, которые вроде и благословение берут на брак, и стараются делать всё правильно, но через какое-то время многие семьи всё равно распадаются. В чем причина? Как молодым людям подготовить себя к браку?

— Здесь нужно сказать, что такое люди верующие и что такое люди нецерковные. Я, когда пришел в Церковь, думал, что верующие – люди особенные, уже хотя бы наполовину святые. Со временем я стал понимать, что человек может верить в Бога, но при этом оставаться подлецом и мерзавцем. В истории есть много тому примеров.

Есть рассказ одного великого святого о том, как он, увидев череп языческого жреца, спросил его, как там, на том свете, и услышал в ответ, что христианам, не сохранившим своих обетов, там хуже, чем языческим жрецам. Но о сохранении обетов многие не заботятся. Человек может иметь вид христианина, а быть хуже, чем неверующий. Предатель всегда страшнее, чем просто враг. О чем вы меня спросили?

— Разводы среди людей православных…

— Действительно… Недавно у нас молодой человек оставил жену с пятью детьми. Последний раз причащался он в июне. А сейчас пришел и говорит: «Всё, больше не могу. Не хочу лгать, у меня есть настоящая любовь». И детям об этом сказал.

К сожалению, и в семьях священников такое бывает. Присутствие в храме, соблюдение внешних правил, ношение на себе крестика, потребление святой воды не делает человека святым. Это дети так думают. Моя дочка всё время спрашивала: «Папа, если каждый день пить святую воду, станешь святым или нет?». Мы понимаем, что не станешь. А если молиться каждый день утром и вечером, станешь святым? Наверное, смотря как молиться. Если ходить в храм в воскресенье, это гарантирует тебя от всех бед? Конечно, нет. Нужен внутренний подвиг, внутренние усилия.

Без этой внутренней жизни всё станет мертвым, может оказаться просто лицемерием. Наверное, что-то такое произошло с этим молодым человеком, и он предал свою семью. К сожалению, таких случаев я знаю не один, не два… По статистике среди верующих людей разводов меньше, но они есть. Обязательно нужен внутренний подвиг.

— Нельзя зарекаться никогда.

— Да, нужно всегда свое служение совершать со страхом. Нам всё время отец Павел (Троицкий) писал в письмах: «Блюдите, как опасно ходите» (Еф. 5:15). Это слова апостола Павла. И еще отец Павел писал, по слову апостола Петра: «Дьявол, как лев рыкающий, ищет, кого поглотить» (1Пет 5:8). Из церковной истории мы знаем, что некоторые падали, когда уже почти доходили до спасения. Один исповедник, которого мучили и заставляли отречься, не отрекся, а в ночь перед казнью совершил блудный грех с диаконисой. Другой человек, который претерпел страшные муки, не захотел примириться со своим другом. И из-за того, что не захотел, он уже, когда шел на казнь, испугался и отрекся от веры. Нет никаких гарантий. Мы всё-таки не трамваи, нельзя думать, что раз встал на рельсы, то будешь ехать до конца в Царство Небесное. Духовный путь – путь совсем не по рельсам.

— Владыка, вы, наверное, в службе «Милосердие» часто сталкиваетесь с тем, что отцы бросают не очень здоровых детей?

— Мы не должны никого осуждать. Мы не знаем, что происходит в душе человека, когда он совершает такой поступок. Может быть, он с ума сошел, может, дьявольское искушение, но осуждать ни в коем случае нельзя. Мы должны помогать этим семьям. С мужьями, которые уже бросили своих жен, своими силами мы сделать, наверное, ничего не сможем. Будем молиться, чтобы Господь их вразумил. Семьям, где есть дети-инвалиды, обязательно надо помогать. Мы должны думать о тех, кто еще не сорвался с правильного пути. Каждая такая трагедия – напоминание нам, что мы должны помочь тем, кто еще держится.

— Нет ли в этой проблеме информационной составляющей? Большинство СМИ, которые пишут про семьи, чаще всего представляют читателям рекламно-благополучные, глянцевые семейные истории. В результате люди совершенно не готовы к тому, что может произойти какая-то беда, что может родиться больной ребенок. Если у тебя «неправильно», непонятно, как дальше жить…

— Вся цивилизация направлена на создание некой глянцевой картинки. На самом деле трагедия коренится глубоко в человеческой душе, оттуда выходит всякое зло. Человек в следовании злу может быть ужасен, страшен, безобразен. Не поможет ему цивилизация, не помогут ему никакие достижения науки, не помогут деньги, не поможет здравоохранение, потому что всё он будет употреблять во зло.

Человек, который ориентирован на создание внешней стороны своей жизни – зарабатывание денег, благополучие, — делает совершенно неправильный выбор. Конечно, ребенку нельзя сразу рассказывать о зле, которое есть в мире. Он защищен от этого зла семьей. Но постепенно он должен узнать об этом, потому что жизнь – подвиг, путь трудный, иногда кровавый, слезный. Тяжелейшие бывают скорби, а человек оказывается к ним не готов. Вступая в брак, он не думает о том, что будет с ним дальше. Мог он себе представить, что произойдет трагедия с его близким? Он же так не думал. Конечно, он тяжело это переживает.

Как быть? Знание о Христе может помочь человеку. Знание о том, что Бог пришел в мир, который был не хуже, чем тот мир, в котором мы живем. Может, наш мир более глянцевый, но по сути такой же. Бог, придя в этот мир, не был узнан людьми, которые считали себя детьми Божьими, и был безжалостно убит. Это много говорит о мире, в котором мы живем. Если человек знает о Крестной Жертве Христа, знает цену и всему, что есть в мире. Он понимает, что за глянцевой обложкой может скрываться какая угодно грязь, мерзость, что мир на самом деле иной, совсем не такой, каким нам представляется. Но это можно открывать только тогда, когда человек узнает о безграничной любви Божьей, о том, что всё зло этого мира перед благостью Божией как капля перед океаном и даже меньше, чем капля. Потому что океан имеет берега, а благость Божия не знает границ, говорил Иоанн Златоуст. Тогда он может это пережить. А если он этого не знает… Когда любители глянцевой жизни сталкиваются с этим, они на грани отчаяния, не знают, что делать. Как людей к этому подготовить? Знанием о Христе.

Знание о Христе позволяет человеку жить в мире стабильно. Оно открывает многие тайны настоящего и будущего, всегда помогает и в радости, и в горе помнить, в каком мире мы живем, и всегда радоваться (1 Фес. 5:16).

 — Какова ситуация сегодня с «Друзьями милосердия» — насколько острый кризис сейчас?

— Я благодарю всех наших помощников, благодарю средства массовой информации, в том числе Правмир, потому что ваши публикации помогли найти тех, кто поддержал финансово наши проекты. Слава Богу, прошлогодний кризис мы преодолели. Тогда неизвестная нам женщина сделала очень крупное пожертвование. Это спасло нас от гибели, и нашим проектам удалось выжить. Мы всё время находимся на грани. Тем не менее, Господь через каких-то людей протягивает нам руку помощи. Пока, слава Богу, кризис преодолен, но не за счет того, что стало много жертвователей, а просто один человек пожертвовал большую сумму. К нам присоединяются новые друзья милосердия. Но и количество наших подопечных растет, появляются новые благотворительные программы: «Сиделки»«Дыхание»«Возвращение». Так что рост числа жертвователей едва ли успевает за ростом расходов на нужды наших проектов, и мы постоянно надеемся на помощь друзей милосердия.

— Можете ли вы рассказать про какие-то случаи помощи, проявления любви к ближнему, дел милосердия, которые вас поразили в последнее время?

— Помню одну замечательную историю, которую всегда привожу как пример настоящего подвига любви.

У нас была прихожанка, которая пришла к вере, уже будучи замужем за человеком неверующим. Свекровь жила с ними, отрицательно относилась к ее религиозным исканиям, всегда старалась ее детей затащить к себе посмотреть телевизор, а в пост – накормить их чем-то скоромным. Она была уже старой женщиной, и надеяться, что ее характер (а характер ужасный) изменится, не приходилось. Моя знакомая молилась о ней, всё время находилась на грани срыва, с трудом терпела всё, что происходило у нее дома, но терпела и не срывалась. Молчала, отвечала на зло добром, заботилась о свекрови, не сказала ей ни одного грубого слова, не возмущалась, когда она пыталась чем-то соблазнить ее детей.

Но вот свекровь тяжело заболела, и когда моя прихожанка спросила ее, не хочет ли она встретиться со священником, свекровь согласилась. Перед смертью свекровь слезно попросила у нее прощения, исповедовалась, причастилась и умерла, примиренная с Богом и с невесткой, которая в течение многих лет совершала этот подвиг любви.

Мы знаем, что подвиг – закрыть собой амбразуру, вытащить ребенка из огня. А каждый день терпеть атеистические выходки свекрови, ее невыносимый характер, и не срываться, продолжать ее любить и в конце получить такой результат! Удивительная история, всегда она меня радует. Вот такая должна быть любовь – постоянная, не ищущая своего. Ежедневный труд. И так можно и нужно относиться не только к свекрови, но ко всем людям, которые нас окружают. Если хранить верность этому пути, душа становится спокойнее, в ней больше мира, и люди становятся другими.

Нам часто кажется, что мы окружены врагами, что мир враждебен. Отчасти это так, с другой стороны, мы часто проецируем на людей, которые нас окружают, свое внутреннее состояние. Мы похожи на собаку, которую запустили в комнату с зеркалами, где она бросалась на стены, лаяла и думала, что из-за стен на нее лают другие собаки. На самом деле всё не так. Есть очень много добрых, хороших людей.

Человек имеет две стороны: в нем есть что-то злое, но есть и доброе. К нам он обращается той стороной, которую мы хотели бы в нем увидеть. Мы можем помочь другим людям быть всегда повернутыми к другим своей доброй стороной, если мы сами повернуты этой стороной к другим. Хоть мы и крещены и нам прощен первородный грех, зло, которое в нас есть, не уничтожено окончательно. Главная задача – не дать этому злу возобладать над нами.

Еще про Сельму Лагерлеф хочу рассказать. Я недавно был поражен образом, который встретил у этой замечательной писательницы в автобиографической повести. Ей было 12 лет, и дома произошел скандал. Взрослые вместе с ней играли в карты. И вот она обиделась, что у нее не получилось выиграть. Взрослые поступили по-доброму — разрешили какому-то партнеру переходить, и она очень рассердилась на дядю и на своих партнеров, стала кричать, что они жульничают, бросила карты на стол.

Мама взяла ее за руку, молча привела в спальню и сказала: «Раздевайся, ложись». А она не хотела, продолжала кричать, что они жульничают. Так говорить взрослой 12-летней девочке в то время — это было против всех правил приличия. В какой-то момент глаза у нее повернулись, как она пишет, внутрь ее существа, и она увидела внутри себя глубокую расселину, на дне которой болото, покрытое какой-то жижей, и там что-то шевелится. Из этой жижи стало вылезать какое-то страшное чешуйчатое существо с лапами, хвостом, огромной пастью.

Она узнала дракона, которого видела на иконе великомученика Георгия в соборе, и поняла, что своей несдержанностью, хамством дала этому чудовищу власть над собой и что если сейчас оно вылезет, обратно в болото она его не загонит. Пока оно не успело вылезти целиком, она попросила у мамы прощения, быстро разделась и легла в постель, поцеловала маме руку и сказала, что обязательно попросит прощения у дяди. Она поняла, что надо вести себя так, чтобы существо внутри нее ни в коем случае не вылезало наружу. Замечательный образ и всем понятный!

Это существо хочет войти и в нас через наше сердце, через душу — если мы не будем внимательны к себе, позволим ему так вылезать, оно получит власть над нами и совершит много бед в мире, в котором мы живем. Нельзя этого допускать. Мы должны стоять на страже у двери, у входа в нашу душу, чтобы не дать ему выйти в этот мир. Если мы справимся с этой задачей, то Господь преисполнит нас любовью, поможет нам рассказать и другим людям, что такое любовь и как жить в любви.

— Владыка, 18 мая служба «Милосердие» проведет в Марфо-Мариинской обители праздник благотворительности «Белый Цветок». Можно ли говорить о том, что сегодня возрождается дореволюционная традиция милосердия, ведь первые Белые Цветки устраивались еще до революции? Или современные праздники носят только старое название, а по сути имеют другое содержание?

— Белый Цветок, который пройдет в этом году – уже четвертый Белый Цветок, который мы проводим в Москве. Действительно традиция этого праздника восходит к дореволюционному времени, когда активное участие в делах милосердия и благотворительности принимали многие богатые люди, царская семья. В этом году наш Белый Цветок будет особенным – его возглавит Святейший Патриарх Кирилл, который совершит Литургию и откроет праздник. Важно и то, что он пройдет в Марфо-Мариинской обители – сердце благотворительности и милосердия нашей страны. В этом году мы отмечаем 150-летие со дня рождения основательницы обители – преподобномученицы, великой княгини Елизаветы Федоровны, которая сама принимала участие в Белых Цветках до революции. Понятно, что все это не случайно, и мы не только используем прежние названия, но и стараемся возродить традиции благотворительности.

Как и 100 лет назад, тем, кто придет на праздник, будут раздавать белые цветы – символ праздника. И каждый сможет оставить посильное пожертвование на дела милосердия. В этом году наша служба «Милосердие» собирает средства на развитие уникального детского сада для детей-инвалидов. Ему нужно переехать в новое здание, которое остро нуждается в ремонте. На эти цели необходимо собрать довольно большую сумму, но я надеюсь, что существенную часть этой суммы удастся собрать на Белом Цветке.

На празднике будет много интересного – благотворительная ярмарка с поделками ручной работы, выступления солистов Большого театра, хоровых, театральных, танцевальных коллективов. Конечно же, угощения, конкурсы и мастер-классы для детей. Мне самому было бы еще очень интересно сходить на лекцию Александра Архангельского о христианских мотивах в творчестве поэтов Серебряного века. Думаю, что каждый на празднике сможет найти то, что ему по душе.

Я надеюсь, что многие люди на празднике смогут записаться в добровольцы, стать друзьями милосердия и начнут регулярно помогать людям. Такие праздники – это не только возможность отдохнуть всей семьей, но и радость участия в благотворительности и милосердии